Вилочным погрузчиком именуют напольную спецтехнику, трудящуюся, как правило, на крупных складах автобаз, железной дороге, в аэропортах и подобных местах. Рабочий орган погрузчика – мачта и особые вилы, на которых техника «таскает», а также штабелирует разнообразные грузы в коробках, ящиках и аналогичной таре. Чтобы груз не перевесил технику и ее не перевернул, имеется специальный противовес – без него погрузчик работать не смог бы.
Сейчас модельная линейка вилочных погрузчиков обширна, различных модификаций – куча. Тем не мене, отсутствует общепринятая их классификация, разве что классификацию ITA можно считать наиболее систематизированной.
Согласно ей, погрузчики бывают семи классов:
1. Электропогрузчики (аккумуляторные). Хороши в помещениях, так как выхлопов не выделяют.
2. Погрузчики, ориентированные на узкопроходные места. К примеру, спецтехника более специализированная – боковые погрузчики или ричтраки (BAUMANN, Combilift, HUBTEX и другие).
3. Электротележки и штабелеры.
4. Погрузчики, имеющие цельнолитые покрышки и ДВС.
5. ДВС и пневмошины.
6. Транспортеры.
7. Погрузчики-«внедорожники», для тяжелых трудовых условий.
Заметим, что некоторые специфические характеристики погрузчиков в данной классификации не отражены. Поэтому фирмы, продающие погрузчики или сдающие данную технику в аренду зачастую не публикуют ее. Употребляются названия, более прижившиеся и понятные потребителям – штабелеры, ричтраки, гидравлические тележки, электропогрузчики и пр.
Мачта погрузчика может иметь свободный ход вил и состоять из двух секций (DFFL) или трех (TFFL), свободного хода вил может и не быть (DLFL). Бывают еще «вагонные» версии, когда длина сложенной мачты не выше 2,20 м для всех погрузчиков.
Что касается шин, то пневматическая «ходовка» более мягкая, но погрузчик устойчив меньше, зато на неровной поверхности именно пневмошины – идеал. Работать на ровных складских полах или хороших площадках можно с литыми (сплошными, цельнолитыми) покрышками – их даже проколоть не получится. Износ шин долгий, устойчивость хорошая. Полиуретановыми покрышками обычно оснащают ричтраки или штабелеры для работ на поверхностях ровных, а вот шины бандажные (амортизирующий тонкий слой протектора), надевают которые на стальные диски колес, менее распространены, хотя определенные преимущества есть.
Пневматические колеса чаще еще могут оснащаться цепями, если погрузчику предстоит трудиться на обледенелой поверхности или бездорожье.
Также погрузчики частенько комплектуются навесным оборудованием под разные задачи. Техника, конечно, удорожается, но становится универсальнее. Так, распространены устройства для смещения вил вбок, позиционеры, специальные захваты для рулонов или бочек, захваты с выталкивателями, штыри, «шинные» захваты (колесосъемники), снегоуборщики, загрузчики печей, зажимы, позволяющие перемещать большую бытовую технику – разные холодильники, стиральные машины и пр.